Первая продажа новых или существующих ценных бумаг населению
Что такое процесс IPO?
Процесс первичного публичного предложения IPO — это когда ранее не котирующаяся на бирже компания продает новые или существующие ценные бумаги и впервые предлагает их публике.
До IPO компания считается частной — с меньшим числом акционеров, только с аккредитованными инвесторами (такими как бизнес-ангелы / венчурные капиталисты и состоятельные частные лица) и / или ранними инвесторами (например, основатель, семья , и друзья).
После IPO компания-эмитент становится публичной компанией на признанной фондовой бирже. Таким образом, IPO также широко известно как «публичное размещение».
Обзор процесса IPO
В этом руководстве будут разбиты этапы процесса, который может занять от шести месяцев до года.
Ниже приведены шаги, которые компания должна предпринять, чтобы стать публичной через процесс IPO:
- Выберите банк
- Комплексная проверка и подача документов
- Ценообразование
- Стабилизация
- Переход

Шаг 1. Выберите инвестиционный банк
Первым шагом в процессе IPO для компании-эмитента является выбор инвестиционного банка для консультирования компании по вопросам IPO и предоставления услуг андеррайтинга. Инвестиционный банк выбирается по следующим критериям:
- Репутация
- Качество исследования
- Отраслевой опыт
- Распределение, то есть если инвестиционный банк может предоставить выпущенные ценные бумаги большему количеству институциональных инвесторов или большему количеству индивидуальных инвесторов.
- Предыдущие отношения с инвестиционным банком
Шаг 2: комплексная проверка и подача нормативных документов
Андеррайтинг — это процесс, посредством которого инвестиционный банк (андеррайтер) действует как брокер между компанией-эмитентом и инвестирующей общественностью, чтобы помочь компании-эмитенту продать свой первоначальный пакет акций. Для компании-эмитента доступны следующие механизмы андеррайтинга:
- Твердое обязательство: по такому соглашению андеррайтер покупает все предложение и перепродает акции инвесторам. Механизм андеррайтинга с твердым обязательством гарантирует компании-эмитенту, что будет привлечена определенная сумма денег.
- Соглашение о наилучших усилиях: согласно такому соглашению андеррайтер не гарантирует сумму, которую они соберут для компании-эмитента. Он продает ценные бумаги только от имени компании.
- Соглашение «Все или Нет»: если все предложенные акции не могут быть проданы, предложение отменяется.
- Синдикат андеррайтеров: публичные предложения могут управляться одним андеррайтером (единолично управляемым) или несколькими менеджерами. При наличии нескольких менеджеров один инвестиционный банк выбирается в качестве ведущего или ведущего менеджера. По такому соглашению ведущий инвестиционный банк формирует синдикат андеррайтеров путем формирования стратегических альянсов с другими банками, каждый из которых затем продает часть IPO. Такое соглашение возникает, когда ведущий инвестиционный банк хочет диверсифицировать риск IPO между несколькими банками.
Андеррайтер должен оформить следующие документы:
Письмо-соглашение: Письмо-соглашение обычно включает:
- Пункт о возмещении: этот пункт требует, чтобы компания-эмитент покрывала все личные расходы, понесенные андеррайтером, даже если IPO отозвано на этапе комплексной проверки, этапа регистрации или этапа маркетинга.
- Валовой спред / скидка при андеррайтинге: Валовой спред рассчитывается путем вычитания цены, по которой андеррайтер покупает выпуск, из цены, по которой он продает выпуск.
Валовой спред = Цена продажи выпуска, проданного андеррайтером — Цена покупки выпуска, купленного андеррайтером
Обычно общий спред составляет 7% от выручки. Валовой спред используется для выплаты комиссии андеррайтеру. Если существует синдикат андеррайтеров, ведущему андеррайтеру выплачивается 20% валового спреда. 60% оставшегося спреда, называемого «концессией на продажу», делится между андеррайтерами синдиката пропорционально количеству выпусков, проданных андеррайтером. Оставшиеся 20% валового спреда используются для покрытия расходов на андеррайтинг (например, расходы на выездные презентации, услуги консультанта по андеррайтингу и т. д.).
Письмо о намерениях: Письмо о намерениях обычно содержит следующую информацию:
- Обязательство андеррайтера заключить договор андеррайтинга с компанией-эмитентом
- Обязательство компании-эмитента предоставить андеррайтеру всю необходимую информацию и, таким образом, полностью сотрудничать во всех усилиях по комплексной проверке.
- Соглашение компании-эмитента о предоставлении андеррайтеру опциона на перераспределение 15%.
В письме о намерениях не указана окончательная цена размещения.
Соглашение об андеррайтинге: письмо о намерениях остается в силе до определения цены ценных бумаг, после чего подписывается соглашение об андеррайтинге. После этого андеррайтер по договору обязан выкупить выпуск у компании по определенной цене.
Заявление о регистрации: Заявление о регистрации состоит из информации, касающейся IPO, финансовой отчетности компании, предыстории управления, инсайдерских холдингов, любых юридических проблем, с которыми сталкивается компания, и тикера, который будет использоваться компанией-эмитентом после листинга. на бирже. Комиссия по ценным бумагам и биржам требует, чтобы компания-эмитент и ее андеррайтеры подали заявление о регистрации после согласования деталей выпуска. Заявление о регистрации состоит из двух частей:
- Проспект: предоставляется каждому инвестору, который покупает выпущенную ценную бумагу.
- Частные заявки: это информация, которая предоставляется SEC для проверки, но не обязательно является общедоступной.
Заявление о регистрации гарантирует, что инвесторы имеют адекватную и надежную информацию о ценных бумагах. Затем SEC проводит комплексную проверку, чтобы убедиться, что все необходимые детали были раскрыты правильно.
Отвлекающий документ: в период обдумывания андеррайтер создает первоначальный проспект эмиссии, который состоит из деталей компании-эмитента, за исключением даты вступления в силу и цены предложения. После создания отвлекающего маневра компания-эмитент и андеррайтеры продают акции публичным инвесторам. Часто андеррайтеры проводят выездные презентации (так называемые шоу собак и пони — продолжительностью от 3 до 4 недель), чтобы продать акции институциональным инвесторам и оценить спрос на них.
Шаг 3: расценки
После утверждения IPO SEC определяется дата вступления в силу. За день до даты вступления в силу компания-эмитент и андеррайтер определяют цену предложения (т.е. цену, по которой акции будут продаваться компанией-эмитентом) и точное количество акций, которые будут проданы. Решение о цене предложения важно, потому что это цена, по которой компания-эмитент привлекает капитал для себя. На цену размещения влияют следующие факторы:
- Успех / провал роуд-шоу (как указано в книгах заказов)
- Цель компании
- Состояние рыночной экономики
IPO часто занижены, чтобы гарантировать полную подписку / переподписку государственных инвесторов, даже если это приводит к тому, что компания-эмитент не получает полную стоимость своих акций.
Если цена IPO занижена, инвесторы ожидают роста стоимости акций в день размещения. Это увеличивает спрос на выпуск. Кроме того, заниженная цена компенсирует инвесторам риск, который они берут на себя, инвестируя в IPO. Предложение с превышением лимита подписки в два-три раза считается «хорошим IPO».
Шаг 4: стабилизация
После того, как выпуск был выведен на рынок, андеррайтер должен предоставить рекомендации аналитика, послепродажную стабилизацию и создать рынок для выпущенных акций.
Андеррайтер осуществляет послепродажную стабилизацию в случае дисбаланса ордеров, покупая акции по цене размещения или ниже.
Стабилизационные мероприятия могут проводиться только в течение короткого периода времени, однако в течение этого периода андеррайтер имеет право торговать и влиять на цену выпуска, поскольку запреты на манипулирование ценами приостанавливаются.
Шаг 5: переход к рыночной конкуренции
Заключительный этап процесса IPO, переход к рыночной конкуренции, начинается через 25 дней после первичного публичного размещения акций, когда заканчивается «период молчания», предписанный SEC.
В течение этого периода инвесторы переходят от обязательного раскрытия информации и проспекта к использованию рыночных сил для получения информации о своих акциях. По истечении 25-дневного периода андеррайтеры могут предоставить оценку доходов и стоимости компании-эмитента. Таким образом, андеррайтер принимает на себя роли консультанта и оценщика после того, как выпуск был выпущен.
Метрики для оценки успешного процесса IPO
Для оценки эффективности IPO используются следующие показатели:
Рыночная капитализация: IPO считается успешным, если рыночная капитализация компании равна или превышает рыночную капитализацию отраслевых конкурентов в течение 30 дней после первичного публичного размещения. В противном случае эффективность IPO находится под вопросом.
Рыночная капитализация = цена акции x общее количество находящихся в обращении акций компании
Рыночное ценообразование: IPO считается успешным, если разница между ценой размещения и рыночной капитализацией компании-эмитента через 30 дней после IPO составляет менее 20%. В противном случае эффективность IPO находится под вопросом.
Дополнительные ресурсы:
Процесс IPO необходим для здорового финансового рынка. Finansistem является официальным глобальным поставщиком статуса «Аналитик финансового моделирования и оценки» (FMVA) ™, ведущей программы сертификации финансовых аналитиков. Узнайте больше, щелкнув следующие ресурсы Finansistem: