2022
Управление на основе деятельности ABM

Управление на основе деятельности (ABM)

Способ анализа и оценки деловой активности компании с помощью калькуляции затрат на основе деятельности и анализа цепочки создания стоимости

Что такое управление на основе деятельности?

Управление на основе деятельности (ABM) — это способ анализа и оценки деловой активности компании с помощью калькуляции затрат на основе деятельности и анализа цепочки создания стоимости. Другими словами, метод ABM используется для анализа затрат на деятельность по отношению к добавленной стоимости, с целью оперативного и/или стратегического улучшения.

ABM — как это работает

1. Идентификация и анализ

Идентификация — это поиск и перечисление значимых видов деятельности компании, особенно если учесть, что компании, как правило, ежедневно занимаются сотнями видов деятельности. Определение видов деятельности, которые оказывают наибольшее влияние на финансы, является важным шагом в управлении на основе деятельности.

Следующий шаг заключается в определении факторов затрат для каждого вида деятельности на основе затрат, понесенных в ходе этой деятельности. Факторы, определяющие затраты, — это факторы, которые приводят к изменению стоимости деятельности.

Например, если деятельность заключается в установке новых станков, то фактором, определяющим затраты, является количество установленных станков, поскольку именно от этого зависят все сопутствующие косвенные затраты на рабочую силу, оборудование и сами станки.

2. Оценка и анализ цепочки создания стоимости

Менеджеру также необходимо рассчитать стоимость каждого вида деятельности путем распределения всех косвенных и прямых затрат, связанных с этим видом деятельности. Это известно как калькуляция затрат на основе деятельности и является методом, используемым для отнесения затрат на каждый вид деятельности в соответствии с фактическим потреблением, на основе накладных расходов, понесенных в ходе деятельности.

Например, если производитель тканей работает на швейных машинах весь день большую часть года, это будет считаться значительным видом деятельности. Калькуляция затрат на этот вид деятельности будет включать стоимость рабочей силы, электроэнергии и площади, необходимой для работы машин.

Наряду с калькуляцией затрат по видам деятельности, стоимость, создаваемая каждым видом деятельности, также должна быть определена количественно, чтобы ее можно было сравнить с затратами и оценить деятельность. Это называется анализом цепочки создания стоимости, который представляет собой анализ стоимости, добавленной конкретным видом деятельности.

Например, в случае работы швейных машин, создаваемая стоимость будет выражаться в стоимости одежды, которую машины производят за определенный период. Затем добавленную стоимость от работы машин можно взвесить с затратами на эксплуатацию машин, что позволит компании определить, является ли эта деятельность прибыльной или проблемной.

3. Определение возможностей для улучшения

Информация, проанализированная и собранная с помощью калькуляции затрат на основе деятельности (ABC) и анализа цепочки создания стоимости, может быть использована для выявления и внедрения процессов, которые могут улучшить деятельность компании и/или ее стратегии. Это делит ABM на две потенциальные подкатегории:

Операционный ABM
Операционный ABM включает в себя тщательный анализ затрат на каждый вид деятельности и повышение операционной эффективности за счет повышения эффективности деятельности, приносящей ценность, и устранения ненужных затрат и деятельности, не приносящей ценности. Это позволяет менеджерам выявлять аномалии в процессе калькуляции затрат и проводить соответствующие расследования.

Деятельность, не приносящая адекватной ценности, может быть прекращена, а ресурсы могут быть направлены на другие виды деятельности, что приведет к повышению эффективности.

Стратегический ABM
Стратегический ABM использует калькуляцию затрат на основе деятельности для анализа прибыльности деятельности — это может быть даже выпуск нового продукта или привлечение нового клиента. Это позволяет компании получить стратегическую картину того, какие продукты и клиентов следует развивать и/или привлекать для увеличения продаж и прибыльности.

Стратегический ABM используется для принятия стратегических решений, когда речь идет о рекламе через определенный канал, запуске нового продукта или ориентации на определенную демографическую группу клиентов.

ABM — преимущества и недостатки

Как было сказано выше, управление на основе деятельности предлагает ряд преимуществ, связанных с повышением экономической эффективности операций, а также процесса принятия стратегических решений в компании.

Позволяя менеджерам повышать эффективность деятельности, создающей стоимость, оно также предлагает потенциал для улучшения потребительского опыта, повышая прибыльность в долгосрочной перспективе. Кроме того, информация о затратах, полученная в результате применения калькуляции затрат на основе видов деятельности, может быть использована для прогнозирования и определения важной финансовой информации на будущие финансовые годы, что позволяет компании планировать более точный бюджет на предстоящие годы.

Однако один из основных рисков, связанных с использованием метода ABM, заключается в том, что он игнорирует внутреннюю ценность деятельности и фокусируется только на количественных и финансовых аспектах каждой деятельности.

Например, предположим, что менеджер проводит много встреч с основным поставщиком компании для установления здоровых отношений, и это приводит к тому, что значительная часть еженедельных расходов приходится на транспортные расходы. Это может рассматриваться как деятельность, не создающая ценности, просто из-за высоких затрат, но ценность отношений, устанавливаемых между компанией и поставщиком, не учитывается.

Поэтому, хотя управление на основе деятельности имеет ряд преимуществ, важно также изучить не поддающуюся количественной оценке сторону деятельности при использовании подхода ABM для внесения операционных и стратегических изменений.

Дополнительные ресурсы:

Finansistem является официальным поставщиком глобальной программы сертификации Commercial Banking & Credit Analyst (CBCA)™, призванной помочь каждому стать финансовым аналитиком мирового класса. Чтобы продолжать учиться и продвигаться по карьерной лестнице, вам будут полезны дополнительные ресурсы Finansistem, представленные ниже:

Добавить комментарий